Организация
подвижных игр с правилами в образовательной деятельности ДОУ
Основные цели и задачи развития игровой
деятельности (подвижные игры):
- Создание условий для развития игровой
деятельности детей.
- Формирование игровых умений, развитых
культурных форм игры.
- Развитие у детей интереса к различным видам игр.
- Всестороннее воспитание и гармоничное
развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое,
художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).
- Развитие самостоятельности, инициативы, творчества,
навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам,
умения
взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Средние
группы
- Продолжать развивать двигательную активность; ловкость,
быстроту, пространственную ориентировку.
- Воспитывать самостоятельность детей в организации
знакомых игр с небольшой
группой сверстников.
- Приучать к самостоятельному выполнению правил.
- Развивать творческие способности детей в играх
(придумывание вариантов
игр, комбинирование движений).
Старшие
группы
- Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать
знакомые подвижные игры; участвовать в играх с элементами соревнования.
- Знакомить
с народными играми.
- Воспитывать честность, справедливость в
самостоятельных играх со сверстниками.
Подготовительные
к школе группы
- Приучать детей использовать в самостоятельной деятельности
разнообразные по содержанию подвижные игры.
- Проводить игры с элементами соревнования,
способствующие развитию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), координации
движений, умения ориентироваться в пространстве.
- Приучать справедливо оценивать результаты игры.
- Развивать интерес к спортивным (бадминтон, баскетбол,
настольный теннис,
хоккей, футбол) и народным играм.
При организации всех видов детской деятельности подвижные игры подбираются с
элементами развития речи, математики, конструирования и пр.
Подвижные
игры широко используются в детском саду как самостоятельная форма работы по
физическому развитию. Они проводятся со всеми детьми одновременно на дневной,
вечерней (после полдника) прогулке. Кроме того, дети могут играть, объединяясь
в небольшие группы утром (до утренней гимнастики), в перерывах между НОД, на
дневной и вечерней прогулке.
Воспитатель
отбирает игры, учитывая подготовленность детей группы, индивидуальные
особенности каждого воспитанника. Так, в начале года (осенью) целесообразно
проводить игры с более простым содержанием и сюжетом, с менее сложными движениями.
На выбор
игр влияет время года. Рекомендуется проводить игры, сюжет которых
соответствует сезону. Например, зимой — «Два мороза», «Снежные круги»; летом —
«Ловля обезьян», «Лягушки и цапля». В прохладную погоду лучше проводить такие
игры, в которых все дети одновременно выполняют движения, что позволяет
предупредить переохлаждение. В холодную сырую погоду не следует планировать на
участке игры с речетативом и пением (с целью охраны голосового аппарата). В
жаркую погоду, наоборот, пригодны игры
спокойного характера и меньшей подвижности, исключающие опасность
перегревания. В осеннее время рекомендуется
подбирать игры, которые можно проводить на ограниченной площадке
(«Пустое место», «Горелки»).
При
подборе игр необходимо учитывать наличие естественных условий (пни для
спрыгивания, канавки для перепрыгивания и др.).
Для
закрепления у детей двигательных навыков и развития физических качеств полезно
повторять игры в течение всего года и в определенной последовательности,
варьируя их в соответствии с поставленными задачами: усложняя движения и правила
игры, проводить ее в различных условиях (помещение, участок, поляна, лес,
песчаный берег реки).
При
повторении игры варьируют и сами задачи. Например, если игра «Ловишки»
проводится первый раз, воспитатель учит детей играть, разъясняет содержание,
правила игры. Проводя игру во второй раз, воспитатель может использовать ее
как средство для развития быстроты. Для этого он ставит перед детьми задачу
как можно быстрее убежать от «ловишки». В этом случае нужна большая площадка,
чтобы дети, убегая от «ловишки», могли проявить максимальную быстроту. При
третьем повторении может быть выдвинута новая задача — развивать у детей преимущественно
ловкость. Для этого игра должна проводиться на ограниченной площадке. Кроме
того, могут быть выбраны 2—3 «ловишки» и,
чтобы увернуться от них, детям придется проявлять большую активность.
При
подборе игр на каждый день нужно учитывать время их проведения и место в режиме
дня. При этом нельзя забывать ни о предшествующей, ни о последующей
деятельности детей.
Утром
(до утренней гимнастики), особенно весной и
летом рекомендуются игры с физкультурными пособиями и игрушками,
побуждающими детей к движениям (с мячом, с обручем, кольцеброс, бильбоке,
классы). Дети объединяются в небольшие группы и играют самостоятельно.
В
перерывах между организованными занятиями, особенно если они связаны с неподвижной
позой (рисование, лепка, развитие речи и математических представлений), полезны
игры средней и малой подвижности («Сделай фигуру», «Делай, как я», «Школа
мяча», бильбоке). Назначение этих игр — активный отдых, поэтому они должны
быть хорошо знакомы детям.
Подбирая
игры для дневной прогулки, воспитатель учитывает предыдущую деятельность детей.
После спокойных занятий (рисование, лепка), требующих сосредоточенного
внимания, рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со
всей группой в начале прогулки. Желательно, чтобы их было две: первая игра
должна быть с большой нагрузкой («Охотник и зайцы»), вторая — более спокойная
(«День и ночь>).
После
физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности
(«Совушка», «Цветные автомобили» и др.), проводить их нужно в середине или
конце прогулки.
Важно
также помнить, что игры более подвижного характера целесообразно проводить
через 25—30 мин после принятия пищи и ни в коем случае перед едой:
эмоциональный подъем и физическая нагрузка повышает возбудимость, что может
отрицательно сказаться на аппетите детей.
Если,
после дневного сна предусмотрены воздушные ванны, то проводимые в это время
игры должны быть большой подвижности, причем такие, в которых все дети активно
действуют («Наседка и цыплята», «Пятнашки» и др.).
На
вечерней прогулке полезно организовать такие игры большой и средней
подвижности, в которых участвуют все дети
одновременно. При выборе игр надо учитывать интересы, склонности и
желания детей, поощрять их творческую самодеятельность в выборе и организации
игры.
Очень
важно планировать подвижные игры на весь год и на ближайшую неделю. В течение
года проводится примерно 10 -15 новых игр. Слишком большое количество игр
требует много времени на разучивание и затрудняет их повторение. Следует
планировать и такие игры, которые проводятся в изменяющейся обстановке
(участок, лес) и предусматривают различные усложнения.
На
каждый день недели следует планировать игры разного содержания и характера.
Это позволит обеспечить разностороннее развитие детей.
У
маленьких детей временные связи образуются медленно, поэтому одну и ту же игру
при разучивании нужно повторять 3 - 4 раза в течение недели. Однако спустя
некоторое время надо снова планировать эти игры, чтобы с их помощью закреплять
двигательные навыки и развивать
физические качества.
Составляя
план на неделю, надо учесть, что в пятницу следует планировать наиболее
простые и хорошо всем знакомые игры средней подвижности, вызывающие
положительные эмоции и по желанию детей…
Один раз в неделю в пятницу в нашем саду утренняя гимнастика проводится на подвижных играх. На утренней гимнастике выбираются хорошо знакомые игры, в начале - п. игра средней подвижности; потом - интенсивной и более сложной по правилам и характеру основного движения; в конце – игра малой подвижности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий