Организация подвижных игр с правилами в образовательной деятельности ДОУ

 

Организация подвижных игр с правилами в образовательной деятельности ДОУ


        В действующем ФГОС ДО, в отличие от ФГТ, игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра — ведущий вид деятельности и долж­на присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей.        

       Основные цели и задачи развития игровой деятельности (подвижные игры):

-   Создание условий для развития игровой деятельности детей.

-   Фор­мирование игровых умений, развитых культурных форм игры.

-   Развитие у детей интереса к различным видам игр.

- Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умс­твенное, физическое, художественно-эстетическое и социально-комму­никативное).

- Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков само­регуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Средние группы

- Продолжать развивать двигательную активность; ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.

- Воспитывать самостоятельность детей в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников.

- Приучать к самостоятельному выполнению правил.

- Развивать творческие способности детей в играх (придумывание ва­риантов игр, комбинирование движений).

Старшие группы

- Продолжать приучать детей самостоятельно орга­низовывать знакомые подвижные игры; участвовать в играх с элементами соревнования.

- Знакомить с народными играми.

- Воспитывать честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками.

Подготовительные к школе группы

- Приучать детей использовать в самостоятельной де­ятельности разнообразные по содержанию подвижные игры.

- Проводить игры с элементами соревнования, способствующие развитию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), координации движений, умения ориентироваться в пространстве.

- Приучать справедливо оценивать результаты игры.

- Развивать интерес к спортивным (бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол) и народным играм.

При организации всех видов детской деятельности подвижные игры подбираются с элементами раз­вития речи, математики, конструирования и пр.

Подвижные игры широко используются в детском саду как самостоятельная форма работы по физическому развитию. Они проводятся со всеми детьми одновременно на дневной, вечерней (после полдника) прогулке. Кроме того, дети могут играть, объединяясь в небольшие группы утром (до утренней гимнасти­ки), в перерывах между НОД, на дневной и вечерней прогулке.

Воспитатель отбирает игры, учитывая подготовленность детей группы, индивидуальные особенности каждого воспитанника. Так, в начале года (осенью) целесообразно проводить игры с более простым содержанием и сюжетом, с менее сложными движе­ниями.

На выбор игр влияет время года. Рекомендуется проводить игры, сюжет которых соответствует сезону. Например, зимой — «Два мороза», «Снежные круги»; летом — «Ловля обезьян», «Ля­гушки и цапля». В прохладную погоду лучше проводить такие игры, в которых все дети одновременно выполняют движения, что позволяет предупредить переохлаждение. В холодную сырую погоду не следует планировать на участке игры с речетативом и пением (с целью охраны голосового аппарата). В жаркую погоду, наоборот, пригодны игры спокойного характера и меньшей под­вижности, исключающие опасность перегревания. В осеннее время рекомендуется подбирать игры, которые можно проводить на огра­ниченной площадке («Пустое место», «Горелки»).

При подборе игр необходимо учитывать наличие естественных условий (пни для спрыгивания, канавки для перепрыгива­ния и др.).

Для закрепления у детей двигательных навыков и развития физических качеств полезно повторять игры в течение всего го­да и в определенной последовательности, варьируя их в со­ответствии с поставленными задачами: усложняя движения и пра­вила игры, проводить ее в различных условиях (помещение, участок, поляна, лес, песчаный берег реки).

При повторении игры варьируют и сами задачи. Например, если игра «Ловишки» проводится первый раз, воспитатель учит детей играть, разъясняет содержание, правила игры. Проводя иг­ру во второй раз, воспитатель может использовать ее как средство для развития быстроты. Для этого он ставит перед детьми зада­чу как можно быстрее убежать от «ловишки». В этом случае нужна большая площадка, чтобы дети, убегая от «ловишки», мог­ли проявить максимальную быстроту. При третьем повторении может быть выдвинута новая задача — развивать у детей преиму­щественно ловкость. Для этого игра должна проводиться на ограниченной площадке. Кроме того, могут быть выбраны 2—3 «ловишки» и, чтобы увернуться от них, детям придется про­являть большую активность.

При подборе игр на каждый день нужно учитывать время их проведения и место в режиме дня. При этом нельзя забывать ни о предшествующей, ни о последующей деятельности детей.

Утром (до утренней гимнастики), особенно весной и летом рекомендуются игры с физкультурными пособиями и игрушка­ми, побуждающими детей к движениям (с мячом, с обручем, кольцеброс, бильбоке, классы). Дети объединяются в небольшие группы и играют самостоятельно.

В перерывах между организованными занятиями, особенно если они связаны с неподвижной позой (рисование, лепка, развитие речи и математических представлений), полезны игры средней и малой подвижности («Сделай фигуру», «Делай, как я», «Школа мяча», бильбоке). Назначение этих игр — актив­ный отдых, поэтому они должны быть хорошо знакомы детям.

Подбирая игры для дневной прогулки, воспитатель учитывает предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (ри­сование, лепка), требующих сосредоточенного внимания, реко­мендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. Желательно, чтобы их было две: первая игра должна быть с большой нагрузкой («Охотник и зайцы»), вторая — более спокойная («День и ночь>).

После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности («Совушка», «Цветные автомобили» и др.), проводить их нужно в середине или конце прогулки.

Важно также помнить, что игры более подвижного характера целесообразно проводить через 25—30 мин после принятия пищи и ни в коем случае перед едой: эмоциональный подъем и физическая нагрузка повышает возбудимость, что может отрицательно сказаться на аппетите детей.

Если, после дневного сна предусмотрены воздушные ванны, то проводимые в это время игры должны быть большой подвиж­ности, причем такие, в которых все дети активно действуют («Наседка и цыплята», «Пятнашки» и др.).

На вечерней прогулке полезно организовать такие игры большой и средней подвижности, в которых участвуют все дети одновременно. При выборе игр надо учитывать интере­сы, склонности и желания детей, поощрять их творческую самодеятельность в выборе и организации игры.

Очень важно планировать подвижные игры на весь год и на ближайшую неделю. В течение года проводится примерно 10 -15 новых игр. Слишком большое количество игр требует много времени на разучивание и затрудняет их повторение. Следует планировать и такие игры, которые проводятся в изменяющейся обстановке (участок, лес) и предусматривают различные усложне­ния.

На каждый день недели следует планировать игры разного со­держания и характера. Это позволит обеспечить разносторон­нее развитие детей.

У маленьких детей временные связи образуются медленно, поэтому одну и ту же игру при разучивании нужно повторять 3 - 4 раза в течение недели. Однако спустя некоторое время надо снова планировать эти игры, чтобы с их помощью закреп­лять двигательные навыки   и   развивать   физические качества.

Составляя план на неделю, надо учесть, что в пятницу сле­дует планировать наиболее простые и хорошо всем знакомые игры средней подвижности, вызывающие положительные эмоции и по желанию детей…

Один раз в неделю в пятницу в нашем саду утренняя гимнастика проводится на подвижных играх. На утренней гимнастике выбираются хорошо знакомые игры, в начале - п. игра средней подвижности; потом - интенсивной и более сложной по правилам и характеру основного движения; в конце – игра малой подвижности. 

На подвижных играх проводятся и физкультурные досуги, спортивные развлечения. Игры для физкультурного досуга или развлечения подбираются по двигательной нагрузке, интенсивности и сложности так же, как и на занятии, но уже хорошо знакомые. В старших группах подвижные игры проводятся с элементами спортивных игр.




Комментариев нет:

Отправить комментарий